Базовый стандарт защиты прав получателей страховых услуг как элемент системы поведенческого надзора
Сенькина Людмила Михайловна
Директор по аналитической работе РСА, директор департамента контроля страховой деятельности СРО ВСС
|
Саморегулируемая организация Всероссийский Союз Страховщиков разрабатывает систему стандартов на рынке страховых услуг. О том, какое значение это будет иметь для качества надзора за участниками страхового рынка и защиты интересов потребителей, говорится в данной статье.
10 августа Банк России утвердил два базовых стандарта профессиональной деятельности, разработанных ВСС: один из них посвящён непосредственной деятельности страховых организаций (базовый стандарт совершения страховыми организациями операций на финансовом рынке), а второй призван защитить права и интересы клиентов страховых организаций (базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей страховых услуг). Эти базовые стандарты начнут применяться уже в следующем году.
Базовый стандарт защиты прав и интересов получателей страховых услуг (будем для удобства называть его «базовый стандарт защиты прав потребителей») должен стать одним из первых документов, на основе которых будет выстраиваться система поведенческого надзора.
В Федеральном законе от 13.07.2015 № 223–ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» сказано, что стандарты – это документы, устанавливающие требования к членам СРО и регулирующие отношения между членами СРО и их клиентами, между СРО и её членами и между СРО и клиентами её членов. Из этого определения отчётливо видно, что стандарт СРО – это не ещё один строгий нормативно-правовой акт, а «живой» документ, который должен выстроить систему отношений между участниками страхового рынка.
Страховой рынок и так живёт в достаточно жёстких рамках: есть федеральное законодательство, причём нормы права «разбросаны» по разным законам и не всегда соответствуют друг другу, есть международные источники права, есть большой корпус подзаконных нормативно-правовых актов, включая указания Банка России, – и ещё есть контролирующие и надзорные органы, которые проверяют соблюдение всех этих норм. В этих условиях появляется новый регулирующий документ – базовый стандарт. Если воспринимать базовый стандарт как ещё один нормативно-правовой акт, а саморегулируемую организацию – как очередного контролёра, то закономерно возникают опасения, что высок риск чрезмерной зарегулированности страховой отрасли. Но позиция законодателя и регулятора – Банка России – заключается в том, что базовый стандарт отличается от обычного подзаконного акта – это сборник правил поведения и ориентиров, основанных на страховом законодательстве, который учитывает современное состояние страхового рынка. То есть базовый стандарт должен облегчить жизнь страховщиков, дать им удобные алгоритмы применения действующих норм права в реальных условиях и при этом улучшить качество взаимодействия с клиентом.
Рассмотрим базовый стандарт защиты прав потребителей и посмотрим, как эти идеи воплотились в тексте документа.
Базовый стандарт содержит четыре основных раздела: правила предоставления информации клиенту, правила взаимодействия с клиентом, порядок рассмотрения обращений и контроль за соблюдением требований базового стандарта.
Правила предоставления информации
В базовом стандарте защиты прав потребителей это самый важный раздел, потому что основные жалобы потребителей страховых услуг связаны именно с тем, что они не получили достаточно информации о страховом продукте, запутались, а иногда и сознательно были введены в заблуждение.
Нормы данного раздела, защищая право потребителя на получение информации, учитывают интересы страховщиков, предоставляя возможность страховым организациям самостоятельно выбрать форму и способы раскрытия информации. Главное, чтобы информация дошла до клиента и была им однозначно воспринята, а как именно это сделает страховщик – в устной форме через менеджера, или распечатывая бумажные буклеты, или предоставляя всю информацию через сайт / мобильное приложение – не столь важно.
Базовый стандарт также призывает страховые организации учитывать индивидуальные особенности клиентов, в том числе ограниченные возможности здоровья, и доносить информацию в максимально доступной форме.
Взаимодействие с клиентом
Данный раздел регулирует два больших блока взаимодействия между страховой организацией и её клиентом: на этапе заключения (расторжения) договора и на этапе урегулирования убытков.
По первому блоку прописан подробный порядок заключения и расторжения договора с использованием согласованных с клиентом способов взаимодействия. Второй блок закрепляет порядок взаимодействия с клиентом при наступлении страхового случая, с упором на подробное информирование потребителя обо всех необходимых действиях, которые он должен совершить, о расчёте и размере суммы страховой выплаты или о причинах отказа в выплате.
Страховая компания может использовать любой удобный для неё способ взаимодействия, главное, чтобы этот способ подходил клиенту. По умолчанию, если потребитель не высказал предпочтений, должна использоваться телефонная и почтовая связь.
Взаимодействие с клиентом обязательно должно фиксироваться, с тем чтобы избежать спорных ситуаций и конфликтов, но сам способ фиксации и хранения данных опять же выбирает страховщик по своему усмотрению.
Также клиенту предоставлено право вести аудиозапись, видео- и фотосъёмку самого процесса взаимодействия со страховой компанией, но с рядом ограничений, которые должны защитить страховщика от проявлений так называемого потребительского экстремизма.
Вообще весь этот раздел призван установить некий баланс интересов страховых организаций и их клиентов, при этом никаких особых или новых требований к страховщику не предъявляется – компании, которые борются за клиента и успешно конкурируют с другими игроками рынка, и так соблюдает эти правила. Базовый стандарт в данном случае закрепляет в качестве образца те позитивные практики взаимодействия, которые уже сложились на рынке.
Рассмотрение обращений
Важная составляющая клиентоориентированности страховой компании – её отношение к жалобам клиентов и реакция на эти жалобы.
Данный раздел базового стандарта устанавливает несложные правила рассмотрения обращений – за основу взяты положения Федерального закона от 02.05.2006 № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Кроме того, страховая организация должна осуществлять анализ обращений и принимать меры, направленные на улучшение качества обслуживания клиентов, то есть делать то, в чём и так заинтересована любая клиентоориентированная компания.
Контроль за соблюдением требований базового стандарта
Страховым компаниям в период между принятием базового стандарта и началом его применения необходимо будет привести свою деятельность в соответствие с требованиями базового стандарта. Большинству компаний не придётся серьёзно что-то менять, но кому-то предстоит большая работа, если они хотят оставаться на рынке.
Что нужно сделать?
– Обеспечить надлежащее функционирование официального сайта и организовать работу клиентских офисов.
– Обеспечить соответствие печатной продукции санитарным нормам.
– Утвердить внутренние документы, регламентирующие порядок хранения информации, обучения работников, анализа обращений.
– Включить в агентские договоры положение, обязывающее страхового агента соблюдать требования базового стандарта.
ВСС наделен правом контроля за соблюдением требований базового стандарта, но этот контроль должен проводиться не формально, а исходя из принципиальных положений стандарта. Помимо прямолинейной проверки перечисленных конкретных требований, проверяющие должны будут давать комплексную оценку отношения страховщика к клиенту. Для более полного и объективного контроля базовый стандарт предусматривает проведение специальных контрольных мероприятий, аналогичных «контрольным закупкам».
Таким образом, базовый стандарт защиты прав потребителей – это «первая ласточка» нового подхода к регулированию страхового рынка, при котором осуществляется надзор не за формальным соответствием нормам закона, как было ранее, а за поведением страховщика в целом. И ВСС, как саморегулируемая организация, должен вместе со страховым рынком принять этот новый подход и не мешать работать страховым компаниям, а напротив – помогать им правильно применять нормы страхового законодательства и тем самым развивать рынок страхования, увеличивая выгоду страховщиков и повышая благополучие их клиентов.